Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Раздел авторских статей существует для того, чтобы любой пользователь нашего сайта мог описать свое видение ситуации.

ТЕМА: Разговор об умершем родителе с подростком.

Разговор об умершем родителе с подростком. 7 года 1 мес. назад #30695

  • Ольга
  • Ольга аватар
  • Не в сети
  • Сеньор
  • Сообщений: 53
  • Спасибо получено: 79
Подросток решает «быть плохим»
Если маленький ребенок склонен обвинять в случившемся себя, например, вот, он плохо себя вел, а родитель «обиделся» и умер, то подросток начинает обвинять других, у него появляется агрессия.
У подростка критическое восприятие снижено, и он активно ищет внешнего виноватого. При этом у него не исключается чувство вины, но оно выражается по-подростковому. Ребенок, подсознательно стремясь все исправить, решает быть хорошим, а подросток решает быть плохим. То есть стремление наказать себя и мир за то, что нет родителя, может выражаться в саморазрушении.
Подросток может начать употреблять психоактивные вещества или алкоголь, может резко изменить окружение. Скажем, ребенок из благополучной семьи может присоединиться к дворовым хулиганам.
Родителю приходится трудно. Во-первых, в этом возрасте он уже не авторитет. Во-вторых, подросток обвиняет его, что не уберег, что виноват в смерти «половинки».
Так что здесь важно любыми способами сохранить ту тонкую связь, которая была между родителем и ребенком.
Подростку не нужно объяснять, что значит «умер», в этом смысле легче, чем с маленьким ребенком. Но подростку труднее принять случившееся. Чем меньше ребенок, чем младше он по возрасту, тем легче он принимает. В психологии это называется нормализацией. То есть, когда человек осознает, что так бывает и что, на самом деле, смерть – это трагедия для тех, кто остался. Человек умерший уже не страдает.
«Нам придется научиться жить дальше»
И с подростком уже можно об этом говорить. Вообще с подростком важно разговаривать – говорить с ним, о нем. Потому что он может замыкаться: «Я не хочу об этом говорить, не сейчас».
Понятно, что это защита, ему больно, он еще не взрослый, у него еще нет собственных опор, защит, чтобы это пережить самостоятельно. А от помощи близкого родственника он уже хочет отказываться. Он ее отталкивает и считает, что он может справиться.
Здесь самое главное – его удерживать, не дать ему замкнуться, постоянно демонстрировать, что ты открыт для разговора об этом.
Очень хорошо начать с воспоминаний о том, какой он был маленький, как общался с ушедшим родителем. Это, на самом деле, не будет ранить. Это поможет вызвать эмоции – и конструктивные, и позитивные, которые помогут подростку справиться. А потом уже можно говорить об утрате.
С подростком, в отличие от маленького ребенка, нужно решать задачу, как жить дальше. Потому что если маленький ребенок идет в том русле, в котором его направляет взрослый, то подростку очень важно объяснять, какая новая появляется задача, как меняется его роль, его участие в семейной жизни в связи с тем, что ушел родитель. Он уже тоже должен на себя брать, раз считает себя взрослым, часть ответственности. Можно попросить о помощи, погоревать вместе.
Самое же главное – переключить его на то, что надо учиться жить: «Нам придется с тобой научиться жить без него или без нее. И это совместная задача. Давай поможем друг другу. Давай постараемся друг друга поддержать. Ведь и мне тоже нужна от тебя поддержка. Меня не надо жалеть, мне надо просто знать, что ты меня слышишь и что ты со мной вместе».
Помогают ритуалы гореваний – девять дней, сорок дней. Подросток может противиться, говорить, что ему это не надо, но на самом деле включение в них может помочь ему.
С порезами на руках – к психиатру
Самый крайний вариант – это суицид. Потому что у подростка нет, я повторяю, ресурсов, чтобы справиться, если он один на один со своей бедой. С другой стороны, подросток может сыграть на противовес: «Ах, ты умер, тогда я буду жить». Подросток – это всегда противоречия.
У него обычно еще очень много обиды на ушедшего родителя. Если у подростка есть генетическая предрасположенность к каким-то психическим заболеваниям, то на фоне гормональной неустойчивости, интенсивного физического роста действительно эта травма может запустить психическое заболевание. Если же генетической предрасположенности нет, то и риска возникновения такого заболевания практически нет.
Однако если у подростка появляются порезы на руках, которые могут свидетельствовать о стремлении совершить в дальнейшем суицид, нужно обратиться к психиатру.
Главное – не оставлять и ребенка, и подростка один на один с переживаниями.
Если у него нарушился сон, аппетит, появились проблемы с учебой, значит, нужно идти к психологу: скорее всего, у родителя нет способов помочь ребенку.
Подготовила Оксана Головко
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Работает на Kunena форум