Столкновение над Чархи Дадри — авиакатастрофа, произошедшая 12 ноября 1996 года. Над индийским городом Чархи Дадри столкнулись Boeing 747-168B авиаком...
пании Saudi Arabian Airlines и Ил-76ТД авиакомпании Kazakhstan Airlines, в результате чего погибли 349 человек. Это одна из самых крупных авиакатастроф в истории, в том числе первая по числу жертв в истории столкновений самолётов в воздухе и третья в истории гражданской авиации.12 ноября 1996 года в 16:21 IST из аэропорта казахстанского города Шымкент вылетел самолёт Ил-76ТД (регистрационный номер UN-76435, заводской 1023413428, оснащен четырьмя двигателями Д-30КП) авиакомпании Kazakhstan Airlines. Самолёт выполнял рейс KZA1907 по маршруту Шымкент—Дели. Экипаж состоял из командира Геннадия Черепанова (44 года, налетал 9929 часов), второго пилота Ермека Джангирова, штурмана Ж. Арипбаева, бортинженера А. Чупрова, бортрадиста Егора Реппа и бортоператоров С. Ланджуева и А. Тажибаева. На борту самолёта находились 27 пассажиров, в том числе 1 ребёнок. Среди пассажиров были 13 граждан России (жители Новосибирска и Барнаула).А тем временем в 18:32 IST из аэропорта столицы Индии Дели вылетел самолёт Boeing 747-168B (регистрационный номер HZ-AIH, заводской 22478, серийный 555, оснащен четырьмя двигателями Rolls-Royce RB211-524C2) саудовской национальной авиакомпании Saudi Arabian Airlines. Самолёт выполнял рейс SVA763 по маршруту Дели—Джидда. Экипаж состоял из командира Халида Аль-Шубайли (с англ. Khalid Al Shubaily) (45 лет, налетал 9800 часов), второго пилота Назира Хана (с англ. Nazir Khan) и бортинженера Эдриса Арабии (с англ. Edris Arabia). На борту самолёта находились 312 человек, подавляющее большинство из которых составляли граждане Индии, направлявшиеся в Саудовскую Аравию на сезонные работы и на нефтепромыслы. Помимо них, в Боинге находились граждане Саудовской Аравии, США, Великобритании, Пакистана, Непала и Бангладеш.
Расследование проводилось в Лондоне. Были изучены данные всех бортовых самописцев обоих самолётов.
В итоге причиной столкновения рейсов SVA763 и KZA1907 стало снижение, допущенное экипажем Ил-76 ниже заданной высоты в результате:
плохого знания английского языка пилотами и неправильного понимания команд диспетчера,
недостаточного профессионального мастерства пилотов,
неудовлетворительного выполнения экипажем своих обязанностей,
отсутствия стандартной фразеологии у экипажа.
Cопутствующими факторами являются:
Отсутствие радиолокатора в аэропорту Дели,
наличие единого коридора для взлетов и посадок воздушных судов,
отсутствие на обоих самолетах системы TCAS.
Опытный индийский диспетчер В.К. Датта (с англ. V.K. Dutta) руководил полётом обоих самолётов. Бортрадист казахстанского самолёта вёл переговоры с диспетчером, п...
олучив все необходимые сведения и команды, в частности получил предупреждение о находящемся вблизи саудовском самолёте, и дал команду снизиться на эшелон 150 и поддерживать его, поскольку на эшелоне 140 был саудовский лайнер на встречном курсе. Но никаких указаний, что командир и второй пилот полностью правильно поняли это, нет. Радист спросил дистанцию до рейса 763 и получил ответ — 14 километров.
Особенностью самолётов Ил-76 является отдельное место радиста, у которого нет своего высотомера, но только он ведёт переговоры с землёй. По непонятной причине Ил-76 продолжал равномерное снижение до эшелона 140, на котором в это же время находился и Boeing 747. В 18:41 диспетчер Датта увидел, как встретились на радаре точки, обозначающие самолеты, что могло означать, что один из них прошёл над другим, но после этого оба самолёта перестали выходить на связь и пропали из зоны видимости радара. Диспетчер некоторое время пытался вызвать самолёты.
Экипаж пролетавшего ниже эшелоном американского военно-транспортного самолёта Lockheed C-141 Starlifter сообщил о вспышке в облаке и падающих обломках, затем о двух возгораниях на земле. Как выяснилось впоследствии, в 75 километрах к юго-западу от Дели оба самолёта столкнулись и рухнули на землю. Никто не выжил. Казахстанский Ил-76 прорезал хвостовым оперением левое крыло саудовского Boeing 747, находясь в момент столкновения на 3 метра ниже того, а не на 300 метров выше, как должно было быть. Также казахстанский самолёт крылом прошёл сквозь стабилизатор рейса 763. Сильно крутясь, самолёт разваливался в воздухе. Ил-76, лишившись киля и части крыла, упал в 7 километрах от Boeing 747. Спасатели на месте катастрофы обнаружили 4 выживших пассажиров из Ил-76, но вскоре они умерли, не дождавшись помощи.
Столкновение над Чархи Дадри — авиакатастрофа, произошедшая 12 ноября 1996 года. Над индийским городом Чархи Дадри столкнулись Boeing 747-168B авиаком...
пании Saudi Arabian Airlines и Ил-76ТД авиакомпании Kazakhstan Airlines, в результате чего погибли 349 человек. Это одна из самых крупных авиакатастроф в истории, в том числе первая по числу жертв в истории столкновений самолётов в воздухе и третья в истории гражданской авиации.12 ноября 1996 года в 16:21 IST из аэропорта казахстанского города Шымкент вылетел самолёт Ил-76ТД (регистрационный номер UN-76435, заводской 1023413428, оснащен четырьмя двигателями Д-30КП) авиакомпании Kazakhstan Airlines. Самолёт выполнял рейс KZA1907 по маршруту Шымкент—Дели. Экипаж состоял из командира Геннадия Черепанова (44 года, налетал 9929 часов), второго пилота Ермека Джангирова, штурмана Ж. Арипбаева, бортинженера А. Чупрова, бортрадиста Егора Реппа и бортоператоров С. Ланджуева и А. Тажибаева. На борту самолёта находились 27 пассажиров, в том числе 1 ребёнок. Среди пассажиров были 13 граждан России (жители Новосибирска и Барнаула).А тем временем в 18:32 IST из аэропорта столицы Индии Дели вылетел самолёт Boeing 747-168B (регистрационный номер HZ-AIH, заводской 22478, серийный 555, оснащен четырьмя двигателями Rolls-Royce RB211-524C2) саудовской национальной авиакомпании Saudi Arabian Airlines. Самолёт выполнял рейс SVA763 по маршруту Дели—Джидда. Экипаж состоял из командира Халида Аль-Шубайли (с англ. Khalid Al Shubaily) (45 лет, налетал 9800 часов), второго пилота Назира Хана (с англ. Nazir Khan) и бортинженера Эдриса Арабии (с англ. Edris Arabia). На борту самолёта находились 312 человек, подавляющее большинство из которых составляли граждане Индии, направлявшиеся в Саудовскую Аравию на сезонные работы и на нефтепромыслы. Помимо них, в Боинге находились граждане Саудовской Аравии, США, Великобритании, Пакистана, Непала и Бангладеш.
Расследование проводилось в Лондоне. Были изучены данные всех бортовых самописцев обоих самолётов.
В итоге причиной столкновения рейсов SVA763 и KZA1907 стало снижение, допущенное экипажем Ил-76 ниже заданной высоты в результате:
плохого знания английского языка пилотами и неправильного понимания команд диспетчера,
недостаточного профессионального мастерства пилотов,
неудовлетворительного выполнения экипажем своих обязанностей,
отсутствия стандартной фразеологии у экипажа.
Cопутствующими факторами являются:
Отсутствие радиолокатора в аэропорту Дели,
наличие единого коридора для взлетов и посадок воздушных судов,
отсутствие на обоих самолетах системы TCAS.
Опытный индийский диспетчер В.К. Датта (с англ. V.K. Dutta) руководил полётом обоих самолётов. Бортрадист казахстанского самолёта вёл переговоры с диспетчером, п...
олучив все необходимые сведения и команды, в частности получил предупреждение о находящемся вблизи саудовском самолёте, и дал команду снизиться на эшелон 150 и поддерживать его, поскольку на эшелоне 140 был саудовский лайнер на встречном курсе. Но никаких указаний, что командир и второй пилот полностью правильно поняли это, нет. Радист спросил дистанцию до рейса 763 и получил ответ — 14 километров.
Особенностью самолётов Ил-76 является отдельное место радиста, у которого нет своего высотомера, но только он ведёт переговоры с землёй. По непонятной причине Ил-76 продолжал равномерное снижение до эшелона 140, на котором в это же время находился и Boeing 747. В 18:41 диспетчер Датта увидел, как встретились на радаре точки, обозначающие самолеты, что могло означать, что один из них прошёл над другим, но после этого оба самолёта перестали выходить на связь и пропали из зоны видимости радара. Диспетчер некоторое время пытался вызвать самолёты.
Экипаж пролетавшего ниже эшелоном американского военно-транспортного самолёта Lockheed C-141 Starlifter сообщил о вспышке в облаке и падающих обломках, затем о двух возгораниях на земле. Как выяснилось впоследствии, в 75 километрах к юго-западу от Дели оба самолёта столкнулись и рухнули на землю. Никто не выжил. Казахстанский Ил-76 прорезал хвостовым оперением левое крыло саудовского Boeing 747, находясь в момент столкновения на 3 метра ниже того, а не на 300 метров выше, как должно было быть. Также казахстанский самолёт крылом прошёл сквозь стабилизатор рейса 763. Сильно крутясь, самолёт разваливался в воздухе. Ил-76, лишившись киля и части крыла, упал в 7 километрах от Boeing 747. Спасатели на месте катастрофы обнаружили 4 выживших пассажиров из Ил-76, но вскоре они умерли, не дождавшись помощи.