Радоница, Радуница — у славянских народов особый день поминовения усопших и посещения кладбищ, первый после праздника Пасхи. Совершается на девятый день от Пасхи, во вторник Фоминой недели.
Это общеславянская традиция, воспринятая и поддержанная русской Церковью. В православных Церквях Ближнего Востока и Греции она отсутствует.
Этимологически слово Радоница видимо восходит к корню род- (славянский бог Род — Родитель всего живого и сущего).
Другие названия праздника — Радовница, Радошница, Радуница, Навий день, Могилки, Гробки. Первоначально праздник, видимо, отмечался не только во вторник, но и в понедельник Фоминой недели («Навий день»), однако со временем эта традиция исчезл Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Также можно сказать, что смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мёртвыми радостью Воскресения Христова. Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (miranimashek.ucoz.ru/_ph/199/2/122830060.jpg
Мы наших близких сегодня помянем,
Чьи имена не должны быть забыты.
И не слезами, не звучным рыданьем -
Будут могилы цветами покрыты.
Мы воскресим их, с теплом вспоминая
Лица, улыбки, из жизни моменты.
Все мы душою своей понимаем –
В наших сердцах они будут бессмертны.