Число сорок - знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился и пребывал на горе Синай сорок дней, Господь Иисус Христос, после Своего Крещения, провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения, в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божиего.
Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь, с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день. Как Христос победил искушения диавола (показуя нам пример), пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшему, помогает почившему силой Божией победить воздушного князя тьмы и войти в Царство Небесное.
По свидетельству святого Макария Александрийского, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками. В продолжение тридцати дней душа, водимая по аду, трепещет, чтобы самой не быть удостоенной такой печальной участи. Наконец, в сороковой день оканчиваются мытарства и душа в третий раз возносится ангелами на поклонение Богу, который, совершая Частный суд, определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного Суда по ее земным делам, ее духовному состоянию и по благодати молитв Церкви и близких.