Пророк Иоан.
Из всех людей с которыми Иисус когда-либо встречался и беседовал, а среди них было немало образованных и духовно развитых людей того времени, именно Иоан сыграл решающую роль явившись той силой, которая пробудила в бледном, болезненном юноше ту Божественную благодать которая превратила его из человека задающего вопросы о великой тайне бытия в мессию несущего на них ответы и открывающего людям тайну тайн - врата жизни вечной в Царствии Божьем. Иоан. В то время по Палестине бродило много различных пророков, но самым известным из них был Иоан. Выделялся сей пророк не только своим учением, но и внешним видом и образом жизни. Иоан живет не как все люди, а проживает он в степи иудейской, возле реки Иордан, в любое время года он носит одежду связанную из верблюжьего волоса, подпоясывается кожаным ремнем, питается же сей пророк корой с деревьев, диким медом, саранчой и травами. Проповедь Иоана. Проповедь его заключается в том, что он призывает народ изменить свою жизнь и тех, кто соглашается он купает в Иордане в знак этой перемены и отказа от своих грехов. Сущность же его учения в том, что он призывает обратиться к Богу и дать ему войти в человека путем изменения своей души. И говорит он народу : "Голос взывает к вам, проложите в глуши вашей души путь Богу, сделайте этот путь ровным. Сделайте так, чтобы путь этот был совершенно ровным, чтобы не было ни впадин, ни возвышений, чтобы не было ни высокого, ни низкого. И тогда Бог войдет в вас, в ваши души и вы найдете свое спасение". Но люди не понимают его слов и каждый спрашивает - а мне что делать? А он им отвечает: "Поделитесь тем, что имеете со своими ближними. У кого две одежды, отдай одну тому, у кого ни одной нет. А у кого есть пища, пусть разделит ее с тем, у кого ее нет." Приходят к нему сборщики податей и спрашивают - а нам что делать? Он им отвечает: "Не берите больше положенного, не вымогайте денег и имущества для себя. Только исполняйте свою службу". И спрашивают его стражники - а нам как быть? Отвечает он: "Никого не обижайте, не обманывайте. Довольствуйтесь тем, что вам дают". Отношение Иоана к официальной Церкви. Популярность Иоана и его авторитет были очень высоки. Множество людей, жителей Иерусалима и деревень вблизи Иордана приходят к нему. Все они каются в своих грехах, отрекаются от неправедной жизни и в знак этого отречения купаются в Иордане. Саддукеи тоже приходят к нему, но делают это тайно, так, чтобы никто их не увидел и сам Иоан бы их не узнал. Но пророк всегда узнает их и называет их не иначе как "змеиные дети" и "дети ехидны". И он говорит им - "Вы змеиная порода, почуяли вы, что не избегнуть вам гнева Божия! Одумайтесь и перемените свою веру пока не поздно! И не на словах, а так, чтобы по делам вашим было видно, что вы приняли новую истинную веру. Топор уже положен возле дерева, если дерево приносит дурные плоды его срубают и бросают в огонь! В знак того, что вы теперь переменились, я купаю вас в воде! Но потом вы должны еще очиститься и духом! Дух очистит вас подобно хорошему хозяину, который очищая гумно свое соберет пшеницу, но сожжет бесполезную мякину". Народ приходит к Иоану. Учение Иоана,так не похожее на церковный закон, волновало сердца и души людей. Отовсюду к нему стекаются толпы народу. Многие устраивают шалаши, палатки и всякие временные жилища на берегу Иордана и живут так по нескольку недель, пытаясь понять слова пророка, проникнуться его учением и обрести спасение. Число одновременно проживающих в том месте, где проповедует Иоан, достигает двух тысяч человек. Хотя сам Иоан никогда не называет себя Мессией, а лишь пророчествует о скором приходе его, многие его последователи верят в то, что именно он и есть Спаситель (христос) и это явится позднее основным камнем преткновения между учениками Иоана и учениками Иисуса, хотя сами эти два великих пророка никогда не вступали ни в какие конфликты или споры. Иоан и Иисус. Иоан признает в Иисусе мессию сразу как только увидит его идущим из пустыни и победившим сатанинские искушения. Только один раз его посетит сомнение, когда уже сидя в иродовой тюрьме в ожидании казни, он пошлет своих учеников к Иисусу с вопросом "верно ли ты и есть Христос, божий избранник?" Получив же утвердительный ответ, он успокаивается и бесстрашно встречает свой смертный час, зная, что спасение пришло и Царствие Небесное открыто уже для людей. Со своей стороны Иисус всегда будет называть Иоана величайшим и последним из пророков. "Мое царствие Божие, о котором я проповедую то же самое, о котором проповедует Иоан", - неизменно будет отвечать он всем, кто спросит чем отличается его учение от учения Иоана. Для Иисуса Иоан навсегда останется Учителем, пробудившим своей проповедью в его душе Истину, доселе дремавшую там. Гибель Иоана. В конце концов непрерывно растущая популярность погубит Иоана, царь Ирод прикажет схватить его и бросить в тюрьму, а потом Иоан будет обезглавлен за то, что стал опасен - своей проповедью он смущает народ и создает взрывоопасную обстановку религиозной экзальтации, которая всегда предшествует бунту и стихийному восстанию против римлян. Заканчивались же такие мятежи всегда одинаково - римские когорты огнем и мечом усмиряли мятежников разя и виноватых, и невинных, разоряя и грабя страну. *Но это все еще впереди, а пока в Назарете никому не известный юноша по имени Иисус узнает об Иоане от странников и загорается желанием увидеть его и послушать его проповедь.