«Лицо смерти: боль»
Красивая смерть... Наверное, только в искусстве. Удивительно, но самые чуткие и уязвимые люди, художники, романтизируют это понятие. Они даже сумели сделать его не страшным. Красивую смерть я видела на фреске Джотто - Успение Богородицы. Спокойное и, казалось, прозрачное лицо Богородицы, очертания тела - действительно напоминали оболочку. Тонкость и беззащитность умершей, фигуры рядом - никакого отчаяния она не вызывает. Никакой тревоги не несет сама сцена траура. Хотя никто из тех, кто стоит рядом, пока не знает, что Христос (согласно Библии) сам спустится в Ад, чтобы забрать оттуда свою мать. Но тут происходит обычный процесс прощания...
Как это ни ужасно, смерть - обычное явление человеческого мира. Особенно сегодняшнего, когда люди гибнут во время землетрясений, терактов, цунами, пожаров, при этом потеря отдельного человека в обществе воспринимается уже не так больно, а на похоронах сегодня делают неплохой бизнес. До жути рационально о смерти рассуждают сторонники эвтаназии. Смерть спокойно вошла в массовую культуру со своими атрибутами - черепами и костями на майках, сумках, кольцах. В некоторых молодежных группах существует культ смерти. Она распространена до безумия, что с ней стали активно играть. С ней развлекаются. Ведь привычные явления не пугают. Пугает то, что живут люди, как будто ее нет, - рискуют собой ради адреналина. Байкеры, рокеры, готы... Убивают себя за компанию или без компании. Это без права на возвращение. И тогда игры кончаются, красота пропадает. Приходит отчаяние.
Валька-Аккурат, как ее называли, была веселой, активной, всегда со всеми своя. Ей хотелось постичь жизнь как можно скорее, она ею горела. На картошке, куда поехали от техникума, они шутили с местным парнем - тот их катал на мотоцикле. Валька также ловила кайф - ей нравилось ехать, не держась, подняв руки вверх, словно птица. И нельзя сказать, что парень ехал быстро, и гравейка была свободна. И поворот не очень крутой. Но она вылетела в самый кайфовый момент именно туда, где росло дерево. Одно на всю дорогу.
Не могу поверить, что бывает именно такая судьба. В 18 лет, когда еще человек ничего не успел, как можно спихивать на судьбу? Судьба - это право быть, записать себя в летописи жизней. А жизни еще не было. Была свадебное платье и фата, которая нависала на одну сторону лица, открывая целую щеку и накрашенные губы. Это был образ тела, скрытый за искусственной красотой, будто бы хотел привести к мыслям об искусственности жизни - она же все равно проходит.
В смерти нет справедливости. Каждая потеря ребенка или молодого человечка в маленьком городе создает потрясение, единство, когда каждый разделяет боль, хочет провести. Удивительно, но даже день рождения и свадьбы не так объединяют людей, или собирают всю родню, как ощущение непоправимого горя. Смерть близких или знакомых мы переживаем, как свою собственную. И это переживание, как ни парадоксально, заставляет еще больше любить жизнь.