В Китае отсутствует религия правозглашенная на государственном уровне, основными религиями этой страны являются буддизм, даосизм, ислам, католицизм.
Самая древняя и загадочная религия Китая – это, конечно же, буддизм,самая китайская» религия Китая – это даосизм, который зародился и развивался именно в этой стране. Даосизм для китайцев – это не просто религия, а целая система жизненных ценностей, включающая в себя широкий спектр знаний от философии до этикета. Между прочим, столь популярные сегодня фэншуй и китайская астрология берут свое начало именно в этой религии.
Дао — это невидимый вездесущий закон природы, путь, по которому идет человек и человечество, безликая, бескачественная субстанция. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. Из него все вышло и в него все возвратится.
Смесь культов и отсутствие основной, провозглашенной на государственном уровне, религии – вот что характеризует Китай сегодня.
Например, китайцы до сих пор верят в то, что на протяжении всей жизни их окружают духи: добрые «шэнь» и злые «гуй». Первых следует привлекать и удерживать возле себя, а вторых – отгонять с помощью многочисленных амулетов и обрядов.
Огромным уважением у жителей Поднебесной пользуются духи, живущие в растениях и придающие им особенные свойства. Дух ели или кипариса, к примеру, согласно легендам, бережет усопших от разложения, а живых – от болезней и невзгод. Именно эти хвойные деревья чаще всего можно встретить на китайских кладбищах, а также во дворах храмов. Кстати, для того, чтобы задобрить дух того или иного «полезного» дерева, китайцы повязывают на ветви цветные ленты, а ствол украшают гирляндами фонариков. Еще одним покровителем, которому до сих пор поклоняются многие жители Китая, является Небо. Причем, в данном случае Небо – это не столько божество, сколько воплощение красоты, справедливости и гармонии. Недаром китайцы издревле называли императоров Сынами Неба, а свой страну – Поднебесной.
Приверженцев ислама тоже много, около 14 млн. человек по стране, в городе Сиань есть большая Великая Мечеть.
Христианскую миссию видела тоже, в небольшом здании города.
В Китае есть день памяти усопших, как наша Пасха. День памяти усопших «Цинминцзе» является одним из важных праздников в Китае. Это не только день почтения памяти умерших предков, но и праздник воспоминания предков, общего дома и близких. Обряд проводят весной. В этот ходят на могилы, но не льют горьких слёз, а проводят время со смехом и весельем. Это одна из особенностей праздника.
Китайцы ходят поклониться могилам предков, приносят жертву духам предков. Во время поклонения, люди берут с собой вино, еду, фрукты, ритуальные бумажные деньги. Сжигают ритуальные деньги над могилой, посыпают могилу новой землёй, обламывают несколько зелёных веток и втыкают в могилу, затем поклоняются могиле, едят еду и фрукты, пьют вино и уходят домой
По народным верованиям, смерть не прерывает связей души покойного с его родственниками. Переселившись в загробный мир, душа покойного продолжает участвовать в хозяйственной и обрядовой жизни своих родственников, помогает им, защищает их от злых духов, ходатайствует за них перед властителем неба Юйхуаном («Яшмовый император»).
Считается, что у каждого человека есть несколько душ. По распространенной поговорке, у предельно перепугавшегося человека «все пять душ упали». По народным верованиям, есть три основных души: телесная, земная и поминальная. Все они могут «покидать тело» еще при жизни (этим объяснялся, в частности, сон). Но, покинув тело, душам нельзя задерживаться. Иначе «потерявший душу» человек умирает. Болезни тела и телесной души тесно связаны. Вместе с тем можно и без видимых причин, т. е. от старости, «переселиться в мир предков».
Бесконечно Великий Гончар
мириады вещей созидает.
Не познать размышлением Небо,
Дао-Путь не постигнуть рассудком,
И мгновение смерти своей разве кто-нибудь знает?
Можно Небо и Землю
с пылающим горном сравнить.
Превращения и перемены свершают работу,
Уголь — силы инь–ян,
все на свете — кипящая медь.
То погаснет, то вновь разгорится огонь,
переплавкам вселенским нет счета,
Не найти постоянства ни в чем.
Мириады метаморфоз,
сотни, тысячи превращений,
Нет предела-конца непрестанному круговороту.
Человек появляется в мире невольно —
к чему так цепляться за жизнь?
После смерти изменится,
Станет чем-то иным,
горем можно ли это назвать?» Великий ханьский одописец Цзя И.